Доктор Силы Озарка

Доктор Силы

«Доктор Силы»- это старый термин для целителей Озарка, о которых я уже рассказывал ранее, но я подумал, что я потрачу ещё немного времени, чтобы упомянуть их снова. Термин «Доктор Силы» довольно часто используют в различных словосочетаниях, но всегда обозначающих именно народного целителя, специализирующегося на устранению колдовства, очищении пациента от негативной энергии. «Доктором Силы» также называют целителей, то есть тех, кто исцеляет, используя силу словесных заклинаний, стихов из Библии и некоторых ритуалов и обрядов, в отличие от травников, которые излечивают своих пациентов с помощью собственноручно изготовленных лекарств растительного происхождения согласно древних рецептов, передающихся в их семьях из поколения в поколение. Подобных целителей можно встретить в почти каждой народной традиции на планете, везде они называются по-разному, но суть их работы примерно одинакова.
«Доктора Силы» практикуют свои навыки, имеющие корни в магическо-целительских традициях разных народов. На них оказали определенное влияние шотландско-ирландские мудрые мужчины и женщины, чародеи, колдуньи и волшебники. Есть много тайных заклинаний «Докторов Силы», которые можно отследить неизменными также и на Британских островах, и в Ирландии. Тоже самое относится и к некоторым обрядам и, конечно же, к знаниям трав, которые, несомненно, были принесены людьми, переселившимися за океан.
В практике «Докторов Силы» можно проследить и влияние иммигрантов из Германии, особенно тех, кто позже стали известны как немцы Пенсильвании или Пенсильванские Голландцы. Хотя мы чаще всего думаем, что они находятся, в основном, на северо-востоке, тем не менее, многие из этих немецких семей затем переместились на юг в Аппалачи, особенно в Западную Вирджинию. Многие из этих семей остались, но были и те, кто переехал на запад с другими семьями, чтобы поселиться в Озарке. Поэтому влияние некоторых немецких народных магических средств защиты и заклинаний можно увидеть и в работе «Докторов Силы».
На практику «Докторов Силы» также повлияли африканские народные традиции, с которыми они столкнулись в эпоху рабовладения на американском континенте. Мэри Селестиа Парлер в своих «Народных убеждениях из Арканзаса» приводит множество примеров африканских народных традиций, которые используются в Озарках как среди белого населения, так и у афро-американцев. Например, мы знаем, что в Озарксе широко используются ингредиенты, которые обычно ассоциируются с афро-американскими традициями, такими как корень Высокого Джона, Шнурки дьявола, Асафетида и другие ингредиенты животного и растительного происхождения. Подобный феномен- результат взаимодействия между двумя группами населения, ведь небогатым белым людям нередко приходилось обращаться к чернокожему доктору за услугами, так как оплату услуг врача от официальной медицины позволить себе в те времена могли далеко немногие.
Большая часть знаний о растительном мире, которые мы можем наблюдать здесь- в Озарках, происходит не от европейской традиции, а от коренных американцев, которые были на этой земле намного дольше, чем кто-либо из нас. Племена, которые повлияли на людей Озарка, когда они двигались на запад, были чероки, Чикасо, Квапау, Осейдж и в какой-то мере Каддо, хотя Каддо уже были вынуждены переселиться в те времена на юг из Озаркса, когда поселенцы пришли в этот район.
Озарк  представляет собой уникальное сочетание нескольких типов земель и климатов. Это одна из причин, почему Озарк  имеет настолько высокий уровень разнообразия растительного мира, в отличие от любого другого места в стране. Здесь произрастают целебные растения, которые встречаются только на этой земле. И многое из того, что мы сегодня знаем об этих целебных растениях, принадлежит мудрости многих поколений Осейджа, которые здесь жили до нас. Взаимодействие и смешанные браки между белыми и коренными народами не были редкостью. Помимо того, что нам были переданы многие знания о травах, но мы также видим людей Озарка, которые уже имели собственное понимание о некоторых растениях, перенося эти убеждения на новые растения, которые они увидели впервые именно здесь. Например, многие защитные и сверхъестественные свойства европейского дерева терна, были ассоциированы с деревом саранчи, которое они нашли в Озарке. Адаптация знаний очень интересна, и она отражается не только на том, как использовались земля и ее плоды, но и то, как люди использовали это новое знание для народного целительства.
«Доктора Силы» можно было также назвать Целителем веры или Доктором веры, и во многих случаях это было гораздо более подходящее название для них, особенно среди более религиозных групп. Первое оружие «Доктора Силы»- это вера и молитва; все остальное занимает в его практике второе место. Работа с Библией была очень распространена в этих краях. На юге Библия часто считается самой могущественной книгой заклинаний. В большинстве случаев «Доктор Силы» будет использовать молитву и словесные заклинания, которые часто передаются через поколения всегда от кого-то старшего младшему человеку, получающего это мистическое знание или чудодейственную молитву, и всегда кого-то противоположного пола. Подобные правила можно найти и в других народных традициях, в том числе в Пенсильвании, немецком брахурее и традиционном французском народном целительстве. Эти молитвы и заклинания никогда не произносятся при непосвященных или там, где кто-то может их услышать, потому что это верный путь потерять власть слова. Подобные словесные формулы передаются строго от учителя ученику. Эти чары и молитвы часто составляют основу работы «Доктора Силы».
Не все методики, применяемые «Докторами Силы» ограничиваются только молитвами и заклинаниями- многие также включают в себя создание определенных амулетов или включает выполнение определенных ритуалов, или обрядов в их исцеляющую работу. Это целительское действие может быть простым и представлять из себя, например, завязывание нитки, вдувание в рот пациента или передвижение рук целителя определенным способом над телом пациента. То, что я чаще всего рассказываю людям, когда они спрашивают меня о народной магии, заключается в том, что во всех отношениях народная магия — это волшебство людей, которые слишком бедны для того, чтобы обратиться к врачу со своими проблемами. Целители Озарка используют то, что у них есть, или что можно легко найти вокруг дома, или собрать с земли. Это простая, но эффективная работа.
«Доктор Силы» в свое время был чрезвычайно важным человеком в жизни горных Озарков. Они всегда были неотъемлемой частью сообщества. Они представляют собой реакцию людей на необходимость целителя тела и души, и оказываются среди рядов целителей, шаманов и мудрых людей со всего мира. Но, как некоторые из вас, возможно, заметили- я использую в моем повествовании прошедшее время…
Мир меняется с годами. Роль «Докторов Силы» практически исчезла из большинства районов Озарка. Было бы неправильно утверждать обратное. Я узнал, когда начал свое путешествие, что я- один из тех немногих, кто готов перенять старые знания и стать целителем. Было бы безнадежно идеалистическим для меня думать, что я могу реанимировать эти практики любым реальным способом, но то, что помогает мне двигаться дальше и продолжать путь, на котором я был установлен — это тот факт, что и сегодня есть те, кто нуждается в моей работе. Меня просят рассказать о магии Озарка те, кого это интересует. И пока мне все еще приходится объяснять эту традицию людям, которые жили здесь всю жизнь, это не мертво, оно живет во мне, в моей работе и в рассказах, которые я рассказываю. Я надеюсь, что эти традиции продолжатся, и я думаю, что они будут. Все больше людей интересуется нашей культурой и историей, и, хотя внешние традиции и убеждения могут уйти в подполье, сердце Озарков все еще бьется в людях, которые живут на этой земле.

Глава из книги Ozark Magic and Folklore
автор — Vance Randolph

Перевод- Владимир Казаков

Поделитесь в соц сетях: